Работодателям в кризис все труднее сохранять социальный пакет

В условиях кризиса не всем работающим россиянам светит добровольная медицинская страховка, возможность следить за фигурой за счет работодателя и компенсация обедов. Работодатели затягивают пояса потуже и сокращают социальные пакеты. От каких благ компании избавляются в первую очередь, выяснял портал Банки.ру.

Чуть больше половины компаний (55%), опрошенных онлайн-ресурсом по поиску работу HeadHunter, заявили, что не планируют в этом году вносить изменения в социальный пакет. В то время как второй по популярности ответ работодателей (14%) – "сократим часть льгот для всего персонала без исключений".

"Ровно треть планирующих уменьшение соцпакета будут сокращать траты на обучение сотрудников. 31% таких компаний намерены сократить расходы на мобильную связь для работников. 25% полностью урежут добровольное медицинское страхование и столько же откажутся от некоторых его элементов. 22% снизят затраты на спорт для сотрудников. 21% сократят расходы на корпоративный транспорт, а 18% снизят расходы на корпоративное питание", — комментирует результаты исследования руководитель проекта "Банк данных заработных плат HeadHunter" Наталья Данина.

Старший аналитик портала Rabota.ru Андрей Павлюченко отмечает, что сокращение социальных пакетов в вакансиях в этом году пока не так интенсивно, как это было в кризисный 2008 год, когда от бонусов отказывались до 90% работодателей Москвы. "В марте преимущества по соцпакету указываются в вакансиях примерно на 15% реже, чем год назад. Сокращение соцпакета может быть неявным: льгота сохраняется, но выбираются более дешевые поставщики услуг — фитнес-центры, поликлиники и так далее", — говорит эксперт. По его словам, заметно снизилось количество объявлений, указывающих компенсацию расходов на транспорт и связь. Значительно реже со стороны работодателей встречаются обещания материальной помощи на случай свадьбы или рождения ребенка у сотрудника. "Кстати, именно этот пункт пострадал от кризиса сильнее других. Совсем экзотикой становится стопроцентная оплата больничного листа и отпуска по беременности вне зависимости от стажа", — продолжает Павлюченко. Легче всего в этот кризис работодатели отказываются от программ обучения. С отменой прочих льгот, объясняет аналитик, компании вынуждены быть осторожными: слухи о нестабильности в организации могут демотивировать сотрудников.

За два с половиной месяца кризисного года около 10—15% компаний уже сократили свои расходы по добровольному медицинскому страхованию персонала. При этом сокращение затрат на ДМС производят в основном на небольшие организации, констатирует исполнительный вице-президент группы "Ренессанс Страхование" Наталья Карпова. "Крупных и средних компаний это коснулось в меньшей степени. В крайнем случае, они стараются немного оптимизировать программу страхования, сократив выбор лечебных учреждений, отказываются от страхования родственников за счет компании, исключают беременность и роды, дорогостоящие, а также не жизненно важные опции", — объясняет Карпова. Добровольное медицинское страхование не та статья, на которой работодателям необходимо экономить, особенно в условиях снижения возможности получить помощь по ОМС, считает эксперт.

Директор департамента андеррайтинга и методологии добровольного медицинского страхования "АльфаСтрахование" Александр Лапунов отмечает, что в текущей экономической ситуации представители крупного бизнеса не отказываются полностью или сокращают объемы программ ДМС, чего не скажешь о среднем бизнесе. Последние либо вообще отказываются от добровольного медицинского страхования персонала, либо существенно сокращают объемы программ. "Причина – недостаток свободных средств для страхования, негативные ожидания от ситуации в отрасли или регионе", — говорит он. Лапунов вспоминает, что если в прошлый кризис у работодателей были более четкие ожидания от будущего и лояльность к инструменту ДМС была ниже, то в кризис 2015 года бизнес вынужден приспосабливаться к текущих реалиям. "Те компании, которые сокращали программы ДМС или отказывались от них, говорили о том, что сейчас главное — продержаться, сократив расходы. Сейчас мы видим более далекий взгляд – компании понимают, что внезапных изменений в лучшую сторону ждать не стоит — нужно жить, планировать, формировать программы уже в текущих условиях", — резюмирует эксперт.

Наталья Карпова из "Ренессанс Страхования" отмечает, что есть компании, которые в настоящий момент сделали перерыв в добровольном медицинском страховании на два-три месяца ради экономии расходов. Эксперт сожалеет, что в первую очередь идут "под нож" те расширения и дополнения по ДМС, которые клиенты сами подключали за последние пять лет.

Сокращение социальных пакетов затронуло и рынок фитнес-индустрии. О корпоративном фитнесе персоналу большей части компаний придется забыть до лучшего времени. Работодатели, которые вели переговоры с фитнес-центрами в конце прошлого года, отложили решение вопроса о корпоративном фитнесе на неопределенный срок, рассказывает руководитель отдела корпоративных продаж "World Gym Дубининская" Вадим Фадеев. "Сейчас сотрудники стали сами за себя платить", — говорит собеседник Банки.ру. По его словам, чтобы не потерять корпоративных клиентов, фитнес-центры столицы в текущей ситуации вынуждены предлагать скидки на корпоративные карты до 50%, тогда как в благополучные годы скидка не превышала 30%.

По мнению заместителя по персоналу группы компаний "Энтер Инжиниринг", члена некоммерческого партнерства "Эксперты рынка труда" Надежды Кулыгиной, в кризис работодатели в первую очередь сокращают затраты на развитие и обучение персонала. Сокращение этих льгот является наименее болезненным для персонала. "Во вторую очередь, как самые затратные, сокращаются компенсации на питание и проезд к месту работы. Сокращение этих льгот для персонала является уже болезненным процессом, поскольку напрямую влияет на уровень доходов работников", — рассуждает Кулыгина. Эксперт считает, что наименее болезненно сокращения соцпакетов пройдут в ретейле и крупных производственных холдинговых компаниях. "Сейчас работодатели сокращают уже те крохи, которые остались от предыдущих "тучных лет". К сожалению, после кризиса 2008 года многие российские компании так и не вернулись к докризисному уровню социальных льгот", — заключает Кулыгина.

Андрей Павлюченко прогнозирует, что в течение этого года многие работодатели, поняв, что кризис 2015 года не так страшен, вернут программы обучения сотрудников. Однако все остальные программы, вероятно, продолжат пересматриваться в сторону снижения расходов.

 

+7 (812) 935-19-71
телефон
электронная почта
Мы в телеграм
и мы с вами свяжемся

Новости

Страховщики говорят о выходе из стагнации рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) и надеются на его дальнейший устойчивый рост. Первое полугодие 2017 года стало для петербургского рынка ДМС переломным. По итогам прошлого года объем сборов рынка ДМС Петербурга составил почти 11 млрд рублей. Уже в январе–июне этот показатель достиг 7,28 млрд рублей, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок ДМС продемонстрировал рост впервые за 2 года, отмечают представители большинства страховых компаний.
Safetyinsure г. Санкт-Петербург,
ул. Дыбенко, д.20, корп 1
работаем c 9:00 до 19:00

Карта сайта © 2016 «SafetyInsure»

Яндекс.Метрика