в 2015-16 годах должны быть опробованы различные схемы лекарственного возмещения в ряде российских регионов, а повсеместный переход к системе начнется в 2017 году.

Готовы ли пилотные проекты по лекарственному возмещению вылет снова отложен

Бесплатное или льготное предоставление лекарств амбулаторным больным на ранних стадиях заболевания однозначно выгодно государству. Мировой и российский опыт показывает, что это позволяет серьезно сэкономить на госпитальном лечении, сокращает смертность. Согласно Стратегии лекарственного обеспечения до 2025 года, утвержденной минздравом в 2013 году, в 2015-16 годах должны быть опробованы различные схемы лекарственного возмещения в ряде российских регионов, а повсеместный переход к системе начнется в 2017 году.

В начале 2015 года были определены критерии отбора регионов для пилотов. Они предполагают, что регион, который будет в этом участвовать, имеет нормальные информационные системы, отлаженный механизм лекарственного обеспечения и учет пациентов. Какие модели отобраны для проекта, пока не сообщалось. Если отвлечься от перечня препаратов, которые должны быть в системе, от объема финансирования и от категорий населения, то организационных схем может быть пять.

Первая модель, не включенная в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), существующая автономно, по принципу добровольного медицинского страхования (ДМС), когда люди сами покупают полис с расширением, включающим лекарства. Или это может быть отдельная программа лекобеспечения. Такие полисы продавали несколько страховых компаний, но опыт был не слишком успешным.

Остальные модели - те, что погружаются в систему ОМС. Разница состоит в том, как осуществляется расчет внутри системы. Теоретически кто бы ни выступал в качестве продавца лекарств (производитель, дистрибьютор, аптека), компенсацию могут осуществлять четыре участника. Вторая модель - когда счета аптек принимает департамент здравоохранения и сам рассчитывается с ними или с провайдерами лекобеспечения, участвующими в системе. Третья модель - когда это делает территориальный ФОМС, и тогда деньги на леквозмещение включаются в программу госгарантий или в систему ОМС. Модель четвертая - когда лекарства оплачивает пациент, а потом получает полное или частичное возмещение их стоимости от фонда либо от департамента здравоохранения или иного уполномоченного органа. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, но они представляются все-таки нерациональными. Для них нужно создать целую систему учета, и для пациента это неудобно, особенно если он живет в отдаленном районе. Но главный недостаток в том, что здесь отсутствуют противозатратные стимулы – выписка осуществляется в ЛПУ, а платит третья сторона, которая не влияет на обоснованность расходов. Поэтому мы столкнемся с лавинообразным ростом затрат, как уже было в начале внедрения системы ОНЛС, и просто дискредитируем систему на взлете. Мне представляется наиболее интересной и менее затратной пятая модель, когда ЛПУ само рассчитывается с аптекой. В рамках тарифа ОМС медучреждения получают средства, идущие на возмещение стоимости лекарств, и сами взаимодействуют с аптекой.

Здесь тоже есть свои нюансы. ЛПУ будет выписывать эффективные лекарства, если критерием оценки его работы будет результат лечения. Тогда противозатратный механизм сработает. Если же эту цель не ставить и дать возможность сэкономленные средства направлять на нужды ЛПУ, врачи перестанут выбирать лучшие, но дорогие лекарства, а то и просто начнут экономить на выписке, переходя к исцелению словом. И это серьезный риск. К тому же это сложная модель для ЛПУ. Но если она выстроена правильно, то легко вписывается в систему ОМС. Важно только ввести индикаторы эффективности.

Часто говорят, что нужно включать в схему страховщиков. Но с ними будет то же самое, что и с департаментами здравоохранения и фондами: если нет возможности влиять на эффективность и обоснованность выписки, то система не состоится. Так что пятая модель все же перспективнее.

Как будет выглядеть все на практике? Пациент приходит в аптеку с рецептом, берет препарат, выписанный по МНН (фактически получает его бесплатно), аптека принимает рецепт и отдает плательщику. Или пациент берет не то, что ему предлагают, а доплачивает за более дорогой препарат. В системе ОМС такие отношения не налажены только с аптекой. Для включения аптек в систему ОМС требуется их подключение к информационной системе и формирование биллинга, т.е. счетов. В 1997-1998 гг. страховые компании отрабатывали эту модель в Москве. На это потребовалось 2-3 месяца, и система заработала.

В чем сложность любой модели? Во-первых, в системе ОМС не отработан механизм соплатежа. Непонятно, как эти деньги от пациента принимать, учитывать, как пересчитывать тарифы. Во-вторых, необходим расчет риска и затрат на эту систему (тарифы). В-третьих, важно, чтобы выписка лекарств была обоснованной. Но все решаемо. Чтобы система начала функционировать, нужны первоначальные инвестиции - аптекам потребуются программное обеспечение, авансовое количество препаратов и т.п. И обязательно нужно отработать модель соплатежей, чтобы пациенты могли с небольшой доплатой покупать те препараты, которые предпочитают. Но эту модель нельзя распространить на все льготные препараты, среди них есть очень дорогие. Поэтому было предложено начать с препаратов, которые и так есть в аптеках и востребованы у пациентов, не имеющих льгот, чтобы не проводить аукционные закупки. Но регионы, которые понимают, что это позволит уйти от необходимости аукционов и связанных с ними сложностей, должны пойти на проведение пилотов. Без отработки механизма соплатежа, без понимания реакции населения и без включения всех участников в информационный обмен дальше двигаться сложно.

Эксперимент по леквозмещению в Москве и МО в 1997 г. Оказался успешным, затем его повторили в ряде регионов. Первые полгода привели к экономии 25% средств программы, потому что налаживались учет, обоснованность выписки лекарств, уходило избыточное назначение, выписывание льготных рецептов людьми, не имеющими на это права, и др. Менялись и реакции населения, потому что врачи находились под контролем: было видно, когда специалисты выписывали неадекватные для своей специальности или для поставленного диагноза препараты. Качество лекобеспечения при этом повысилось, причем контроль был автоматизированный. Система леквозмещения - это мощнейший управленческий инструмент. Она снижает нагрузку на стационары, предотвращает утяжеление многих заболеваний. Потери, которые мы несем из-за отсутствия этой системы, значительно больше, чем те деньги, которые в нее надо поначалу вложить. Пилоты, проведенные правильно, это наверняка докажут.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики"

Комментарии

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, вице-председатель совета директоров AIPM:

- Мировая статистика показывает, что результативность работы системы здравоохранения зависит от бюджета. В нашей стране затраты на здравоохранение ниже, чем в развитых странах. Поэтому вопрос эффективности использования средств в системе лекарственного страхования является одним из главных. Оценка эффективности затрат должна учитывать не только процесс лечения, но и его конечный результат - насколько он соответствует ожидаемому у конкретного пациента. Это влияет на достижение ключевых показателей системы здравоохранения по смертности, заболеваемости и инвалидизации. Лечение заболеваний, которые дают максимальный вклад в эти показатели, должно быть профинансировано за счет государства в первую очередь. Несомненно, задача государства - обеспечить доступ к препаратам с доказанной клинико-экономической эффективностью. Не менее важно и то, кто является держателем бюджета. Логично, если это врач первичного звена, который принимает пациента на первом этапе, организует процесс лечения и дает дальнейшие направления. Тогда он будет нести ответственность за конечный результат и сможет влиять на управление бюджетом. Значима и роль соплатежей: они могут быть эффективным инструментом для мотивации к ведению здорового образа жизни, коррекции факторов риска и сохранению приверженности лечению. Здесь также могут быть применены страховые инструменты.

Кирилл Данишевский, директор по выводу и доступу препаратов на рынок, подразделение признанных на рынке препаратов компании Abbott:

- Лекарственное обеспечение является основой оказания медицинской помощи, регламентируется клиническими рекомендациями и стандартами медицинской помощи. По оценкам экспертов, при амбулаторном лечении бесплатные лекарства получают лишь 10% граждан, в основном, льготные категории. Реализация пилотных проектов в области лекарственного возмещения позволит разработать оптимальную модель обеспечения лекарственными препаратами при амбулаторном лечении для всех категорий граждан и таким образом сформировать рациональную и сбалансированную систему здравоохранения.

 

+7 (812) 935-19-71
телефон
электронная почта
Мы в телеграм
и мы с вами свяжемся

Новости

Страховщики говорят о выходе из стагнации рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) и надеются на его дальнейший устойчивый рост. Первое полугодие 2017 года стало для петербургского рынка ДМС переломным. По итогам прошлого года объем сборов рынка ДМС Петербурга составил почти 11 млрд рублей. Уже в январе–июне этот показатель достиг 7,28 млрд рублей, что на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рынок ДМС продемонстрировал рост впервые за 2 года, отмечают представители большинства страховых компаний.
Safetyinsure г. Санкт-Петербург,
ул. Дыбенко, д.20, корп 1
работаем c 9:00 до 19:00

Карта сайта © 2016 «SafetyInsure»

Яндекс.Метрика