На фоне падения процентных доходов банки усилили активность по продаже страховок.

По данным общественной организации ОНФ, в 2017 году страховщики через банки собрали от продажи страхования жизни и здоровья заемщиков, а также их имущества 109,5 млрд руб. страховых премий. При этом объем агентских вознаграждений банкам вырос за прошлый год на 15,4%, до 53,7 млрд руб. Таким образом, 49% премий, уплаченных банковскими клиентами за страховки, было возвращено кредитным организациям в виде вознаграждения. «В условиях снижения ставок процентные доходы банков сокращаются,— говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.— Банки пытаются компенсировать это падение ростом комиссионных доходов, в том числе вознаграждением за продажу страховых продуктов». Похоже, что эти комиссии превращается для банков в существенную статью доходов, добавляет он.

Анализ международной отчетности крупнейших банков на рынке потребительского кредитования показал, что совокупный объем агентских вознаграждений по топ-5 банкам в 2017 году составил 55,8 млрд руб., увеличившись за год на 34%. Лидером по размеру полученного агентского вознаграждения стал ВТБ, заработав 18,2 млрд руб. В ВТБ сообщили, что в 2017 году банк расширил ассортимент предлагаемых страховых продуктов, это положительно повлияло на потребительский спрос и доходы банка. «В ВТБ действуют как индивидуальные договоры, так и программы коллективного страхования, выбор конкретной схемы зависит от продукта, также клиентам доступны полисы ИСЖ (инвестиционное страхование жизни.— “Ъ”),— пояснили в пресс-службе.— Мы подробно объясняем условия продуктов, каждое обращение в банк рассматриваем в индивидуальном порядке».

В топ-5 банков по объему полученных агентских вознаграждений вошли также Сбербанк (16,9 млрд руб.), ХКФ-банк (7,53 млрд руб.), Совкомбанк (7,29 млрд руб.), Россельхозбанк (5,88 млрд руб.). В Совкомбанке сообщили, что банк активно продает все виды страховых продуктов, кроме ИСЖ. «Банк реализует различные виды страхования, в том числе коробочное страхование имущества и от несчастных случаев, коллективное и ИСЖ,— пояснили в пресс-службе Россельхозбанка.— Целевые ориентиры по продажам, в том числе страховых продуктов, у сотрудников есть, жалобы пока не поступали». Руководитель индивидуальных страховых продуктов СК «Сбербанк страхование жизни» Наталья Белова отметила, что объем комиссионного вознаграждения Сбербанка за продажи отражен в отчетности «Сбербанк страхование жизни» за 2017 год, он составил 12 млрд руб. «Это комиссии банку по всем продуктам страхования жизни — инвестиционного, накопительного, рискового»,— пояснила она. В ХКФ-банке, в отличие от остальных банков, ставших лидерами по доходам от продаж страховок, этот показатель за год не вырос, а снизился — на 10,7%. Это связано с внедрением услуги «Финзащита», которая предоставляется без участия страховых компаний, пояснили в банке.

Правозащитников беспокоит, что продажа банками страховых продуктов часто приводит к возникновению недобросовестных практик.

«Обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие клиенты даже не знают, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными,— отмечает господин Климов.— Банковские операционисты в неформальном общении сообщают, что у них есть ежемесячные планы по продажам добровольных страховок, за неисполнение которых руководство как минимум объявляет сотрудникам выговоры». При этом широкое распространение получила коллективная схема страхования, когда заемщик «присоединяется» к договору, заключенному между банком и страховой компанией. Отказаться от такой страховки, в отличие от персональной, в течение периода охлаждения нельзя (см. “Ъ” от 21 марта).

Банки уверяют, что покупка страховки — добрая воля клиента. Однако в ЦБ “Ъ” сообщили, что отмечают существенный рост жалоб на навязывание банками дополнительных услуг при кредитовании. «В первую очередь речь идет о страховках, в том числе по договорам так называемого коллективного страхования,— отметили в пресс-службе.— Банк России совместно с Минюстом подготовил законодательные поправки, направленные на регулирование коллективного страхования» (см. “Ъ” от 21 марта). Там также указали, что регулятору стали поступать жалобы, связанные с введением потребителей в заблуждение и навязыванием одних финансовых услуг вместо других. «Из обращений видно, что нередко вместо договоров вклада гражданам предлагались… комбинированные договоры (часть — на вклад, часть — на инвестиционное страхование) также без объяснения особенностей и рисков»,— заключили в ЦБ.

Страховщики уверяют, что постепенно ситуация с агентскими продажами страховок меняется в лучшую сторону. «То, что страхование жизни сейчас в основном продаётся через банковский канал объясняется очень просто: наибольшую динамику роста показывают продукты ИСЖ, которые по сути являются альтернативой депозиту, их доля продаж через банки близка к 100%,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.— Мы видим также тенденцию, что банковско-страховые группы, стали активно продвигать страхование имущества». По его словам, в кредитном страховании доля договоров по коллективным схемам составляла 70%, но на фоне медиа-активности и намерении ЦБ изменить сложившуюся практику, банки уже начали сокращать эту долю, более наглядно результат будет виден после подведения итогов квартала.

+7 (812) 935-19-71
телефон
электронная почта
Мы в телеграм
и мы с вами свяжемся

Новости

Оксана Лебедевич, начальник отдела личных видов страхования ООО "Группа "Ренессанс Страхование: «Режим второго мнения пока никто не отменял. Если пациент пришел к одному доктору, который назначил лечение, но сомневается в чем-то, то можно обратиться в другое лечебное учреждение. Можно воспользоваться услугой телемедицины, которая, благо, начинает развиваться, и получить второе мнение. Если пациент колеблется, подписываться под данным заключением и методом лечения или нет, решение все равно будет за ним.». Оксана Лебедевич, начальник отдела личных видов страхования ООО "Группа "Ренессанс Страхование
Фактически динамика 8 % сохранилась и по итогам всего 2017 года, при этом емкость рынка составила почти 12 млрд рублей, оценивает Кирилл Павлов, директор филиала «ВТБ Страхование» в Петербурге. Управляющий директор Северо-Западного дивизиона группы «Ренессанс страхование» Владимир Яковлев говорит, что динамика 8 % превышает рост расценок медучреждений. Таким образом, можно говорить о постепенном восстановлении рынка. Несмотря на то что Петербург традиционно демонстрировал более низкие темпы восстановления страхового рынка, итоги сектора ДМС прошлого года - одни из лучших в стране, добавляет Владимир Яковлев. А гендиректор СК «Капитал-Полис» Алексей Кузнецов не оптимистичен и называет рост рынка инфляционным.
Пока речь не идет о том, что телемедицинские услуги будут дешевле обычных. Сейчас пациент выигрывает только за счет удобства и оперативности новых сервисов, говорят эксперты. Что касается новых проектов, то телемедицинский сервис создали компания «Ренессанс страхование» и сеть «Доктор рядом». По данным «Ренессанс страхования», в первом полугодии 2018 года наиболее востребованными оказались консультации врачей общей практики, гинекологов и дерматологов.
Что мешает развитию рынка добровольного медицинского страхования. А еще на рынке идет перераспределение силВесьма перспективными могут быть страховки, покрывающие т. н. "критические заболевания", например, онкологию, а также дающие возможность лечиться в зарубежных медцентрах. Плюс крупные компании, приобретающие полисы ДМС для своих сотрудников, заинтересованы в профилактических программах: проведении осмотров, создании паспортов здоровья и т. д.
Safetyinsure г. Санкт-Петербург,
ул. Дыбенко, д.20, корп 1
работаем c 9:00 до 19:00

Карта сайта © 2016 «SafetyInsure»

Яндекс.Метрика